Пять нетипичных книг для летнего чтения

Новый перевод «Алисы», графический роман о Винсенте Ван Гоге, лето целого века, история мороженого и зеленого цвета.

«Лекарство от скуки, или История мороженого»

Игорь Богданов

Первым делом рассказываем о книге, посвящённой самому популярному десерту летних месяцев. Петербургский историк и литератор Игорь Богданов, кажется, главный его фанат. Истории об этом лакомстве он нашёл аж в III тысячелетии до нашей эры – именно тогда в Древнем Китае начали готовить замороженные десерты. В книге очень много фактов из «мировой истории мороженого» – какое мороженое ел император Нерон, какие десерты подавали на свадьбе Екатерины Медичи и как эскимо завоевало Америку. Однако главный сюжет книги – приключения мороженого в России. С её страниц вы узнаете, как совершенствовались технологии производства сладкого продукта, полюбившегося ещё Екатерине I, и как относились к мороженому российские писатели и политики.

«1913. Лето целого века» Флориан Иллиес

Перед вами хроника последнего мирного года накануне Первой мировой войны. Автор — немецкий критик и эссеист — создал увлекательнейшую панораму оживлённой культурной жизни, где каждая глава – это новый месяц. Книга основана на многочисленных биографиях, дневниках и письмах, но все-таки не забывайте, что это роман. Перед вашими глазами пронесутся фантастические картинки: вот писатель Томас Манн размышляет над «Волшебной горой», а Франц Кафка выпалывает сорняки на овощном поле в качестве терапии, Адольф Гитлер рисует в комнате отдыха венского мужского общежития, Сталин впервые встречает Троцкого, а Пикассо – новую любовь. Все рушится, но, кажется, никто из героев этого не замечает.

«Зеленый. История цвета» Мишель Пастуро

Летом все наконец-то обретает цвет. И самый летний цвет в этой палитре, конечно же, зелёный. Эта книга – часть масштабного проекта французского историка Мишеля Пастуро, посвящённого созданию истории цвета в западноевропейских обществах. Уже были книги о престижном синем и противоречивом чёрном — теперь пришло время дешифровки зелёного. Вплоть до XIX столетия этот цвет был одним из самых сложных в производстве и закреплении. Химически непрочный, он в течение долгих веков ассоциировался со всем изменчивым, недолговечным, мимолётным: детством, любовью, надеждой, удачей, игрой, случаем, деньгами. Только романтики разглядели его тесную связь с природой, что остается актуальным до наших дней, когда зелёному, теперь цвету здоровья, свободы и надежды, поручена высокая миссия спасти планету.

«Алиса в стране чудес. Алиса за зеркалом» Льюис Кэрролл

Мы точно не знаем, но кажется, на дворе было лето, когда Алиса заскучала сидя в тени деревьев вместе со своей сестрой. Заинтересовать её смог только явно опаздывающий куда-то белый кролик, а что произошло дальше – вы знаете, хотя… В этом году старая история обрела новую жизнь в переводе писателя, поэта и мастера абсурда Евгения Клюева. Он решил не конкурировать с кем бы то ни было, а сохранить максимальную верность первоисточнику, сохранив особенности ритма, языковых и логических игр Кэрролла, но кое-что все же изменив. Так, например, Безумный Шляпник стал Головным Уборщиком. Изменилась и сама Алиса – теперь она в кедах и с рюкзаком. Иллюстрации в технике граттажа к «Алисам» сделала известнейшая голландская художница Флоор Ридер. Новое издание к тому же получилось по-настоящему эстетское: книга-перевертыш, пантонная печать, тканевый корешок, яркое ляссе – загляденье!

«Винсент. Графическая биография» Барбара Сток

Летом нужно смотреть на что-то прекрасное – уж такая вдохновляющая пора. Лучше всего для этого подходят комиксы о великих художниках. Например, о Винсенте Ван Гоге. Графическая биография охватывает короткий, но насыщенный период его жизни и творчества. Винсент живет в Арле, на юге Франции, с утра до ночи работает и мечтает создать студию, где друзья-художники смогут жить и творить вместе. Писатель и иллюстратор Барбара Сток вдохнула новую жизнь в этот знаменитый эпизод из истории искусства, создавав по-настоящему живой портрет одного из самых популярных в мире художников. Читайте и смотрите комикс внимательно: на кадрах спрятано множество отсылок к реальным картинам Ван Гога.